Всероссийский форум молодых учёных «Полюс»
8 октября, 16:43В Архангельской области завершился Всероссийский форум молодых учёных «Полюс», который стал площадкой для актуальных научных дискуссий и разработки инновационных проектов
Форум проходил с 30 сентября по 3 октября и был направлен на предоставление уникальных возможностей для всех, кто стремится к самореализации в области научных исследований и разработок. В течение четырёх дней участники создавали карту будущего Северного морского пути, разрабатывали решения для научных, общественных организаций и технологических компаний, а также посещали практические занятия, лекции и экскурсии на объекты научно-популярного туризма.
Работа форума шла по трём направлениям: «Исследователи», «Популяризаторы» и «Первые». К примеру, по направлению «Исследователи» участники работали над восемью прикладными кейсами, связанными с медициной, экологией, энергетикой и новыми технологиями для Арктики. Участники разрабатывали телемедицинские сервисы, инструменты мониторинга состояния здоровья и окружающей среды, а также проектировали инженерные решения для беспилотников и арктической энергетики.
Члены Координационного совета активно участвовали в мероприятиях: проводили мастер-классы, оценивали кейсы участников в роли жюри, выступали с лекциями и в качестве спикеров на панельных дискуссиях.
Павел Стрижак выступил перед участниками форума с лекцией на тему «Применение ИИ в научных исследованиях и разработках». Ключевым элементом выступления была демонстрация примеров использования нейросетей для генерации новых знаний в области создания альтернативных топлив, применения газовых гидратов в энергетических системах, интеллектуальных систем пожарной безопасности и подавления горения лесных массивов. Слушатели активно интересовались тем, как в науку приходят молодые учёные и какие компетенции им нужны для успеха. Также Павел Стрижак выступил на панельной сессии «Искусственный интеллект в исследовательской работе учёного».
Павел Сорокин и Павел Марьяндышев приняли участие в сессии «Специфика реализации R&D проектов в промышленных отраслях северо-западного федерального округа». В рамках сессии была рассмотрена специфика реализация задач НИР и НИОКР в рамках ряда отраслей: целлюлозо-бумажная промышленность, судостроение и нефтегазодобыча. Спикеры представили какие вызовы и задачи являются актуальными в отрасли, как они решаются сегодня, кто является владельцем технологий в отрасли, кто предоставляет высокотехнологичный сервис и услуги.
Проректор САФУ Павел Марьяндышев на примере университета представил, как научные группы встроены в научно-исследовательские задачи каждой из данных отраслей и обеспечивают их системное развитие за счёт решений для ведущих компаний отрасли и их партнёров.
Отдельно был затронут вопрос о подготовке персонала: на примере Алабуга Политех было продемонстрировано решение для комплексной подготовки сотрудников в области микроэлектроники и беспилотной авиации. Особенность такого обучения — интеграция сотрудников в практическую деятельность на начальном этапе обучения. Слушатели получили информацию о возможностях участия в решении задач Северо-Западного федерального округа в рамках стажировок и «дней без турникетов» на предприятиях, о возможностях включения в задачи Северного (Арктического) федерального университета и прохождения обучения в Алабуге Политех, тем самым развивая компетенции работы с квалифицированным заказчиком.
Егор Задеба и стажёры Координационного совета провели мастер-класс «Исследование научной темы с помощью ИИ» по применению искусственного интеллекта для подготовки лекций и научных докладов, а также продемонстрировали возможности применения ИИ для глубокого исследования научных областей и подготовки статей.
Помимо этого, была организована встреча со школьниками, где ребята узнали о проекте Координационного совета «Научный классный час», в рамках которого можно прямо в школе прослушать лекции от ведущих учёных по различным научным направлениям. Учащиеся активно предлагали форматы и темы для выступлений. Особо популярными оказались инженерное и гуманитарное направления.
Дарья Телепаева выступила с обзорной лекцией «Научно-популярный туризм», в рамках открытия трека «Популяризаторы». Помимо этого, Дарья рассказала об основных инициативах Десятилетия науки и технологий и ключевых направлениях деятельности Координационного совета.
Во второй день форума Сергей Адонин и Артём Ковалёв выступили на панельной сессии «Профессиональная траектория учёного будущего: вызовы междисциплинарности».
Артём Ковалёв отметил важность развития молодыми исследователями своих компетенций учёного-организатора, необходимых для решения научных задач в мультидисциплинарных командах. По итогам сессии слушатели также обратились с вопросами о возможностях оценки своих компетенций на платформе Science-ID.
Сергей Адонин также представил цифровой сервис НАША ЛАБА и медиапроект «У нас есть такие приборы» на встрече со студентами и исследователями Северного (Арктического) федерального университета, где отметил, что платформа в настоящий момент объединяет тысячи производителей и помогает находить любое оборудование, реактивы и даже специалистов по ремонту.
В панельной сессии «Популяризация науки: от полюса недоступности до вершины интереса» выступили Егор Задеба и Дарья Телепаева. Спикеры рассказали слушателям про инициативы Десятилетия науки и технологий, про самые популярные форматы продвижения науки и про то, что уже удалось изменить в отношении общества к учёным и научной деятельности.
Также в последний день форума состоялся мастер-класс «Научная коммуникация и форматы популяризации», где в составе спикеров была Алина Павлова.
В качестве финального мероприятия форума состоялось пленарное заседание «Роль молодых учёных в формировании научно-технологического суверенитета России: вызовы настоящего и будущего», где приняли участие Сергей Адонин, Егор Задеба и Павел Сорокин. Спикеры поделились информацией о том, что нужно сделать, чтобы стать учёным, подробно рассказали о деятельности Координационного совета и как принять участие в проектах организации.