Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

«Приводить "живой бизнес" к нашим молодым ученым рано»

3 декабря 2018 года, 02:22

Зачем рассказывать исследователям о Стратегии научно-технологического развития

«Приводить "живой бизнес" к нашим молодым ученым рано»

Сколько молодые ученые знают о Стратегии научно-технологического развития России, зачем вообще о ней нужно знать и почему магистрантам и аспирантам рано общаться с представителями бизнеса, в интервью рассказала Анна Щербина, председатель Совета Российского союза молодых ученых.

— Анна, в 2018 году вы провели семинары по популяризации Стратегии научно-технологического развития в четырех городах: Новосибирске, Екатеринбурге, Москве и Махачкале. Расскажите об этих мероприятиях.

— Семинары называются «Большие вызовы для молодых ученых». Мы разработали их в рамках проекта «Построение модели привлечения молодежи к развитию приоритетных направлений научно-технологического развития России», поддержанного Фондом президентских грантов. Семинары, как следует из названия, нацелены на аудиторию молодых ученых, среди которых, в зависимости от региона, были магистранты и аспиранты, молодые преподаватели и исследователи, кандидаты и доктора наук. Для подготовки мероприятий мы неизменно взаимодействуем с советами молодых ученых в университетах и научных центрах региона — они выступают как точка сбора и распространения информации, команда поддержки в организации мероприятий. Для каждой новой площадки мы перерабатываем программу семинара, актуализируем информацию и стараемся учитывать опыт предыдущих мероприятий.

— В чем основная задача семинара?

— Мы рассказываем простым языком, что такое Стратегия научно-технологического развития как основа построения государственной политики в области науки, что такое Большие вызовы, как сформулированы приоритетные направления научно-технологического развития, какова история разработки документа, зачем вообще нужна Стратегия и какие изменения ждут научное сообщество в рамках новой научной политики.

Отдельный блок семинара посвящен тому, чтобы объяснить молодым ученым, где место их конкретных исследований и разработок в решении Больших вызовов Стратегии. Это интерактив, в процессе которого участники пробуют сначала во время групповой работы рассказать друг другу, на каком этапе находится их исследование, для чего оно может быть использовано в дальнейшем, как оно масштабируется, как оно может быть передано на более глубокие стадии проработки проекта(от фундаментального исследования к поисковому и прикладному), какие новые продукты, технологии или сервисы будут разработаны в конечном итоге с использованием полученных результатов, какие новые рынки сформируются.

Соответственно, ребята сначала работают в группах по три человека, а потом делятся построенной «технологической цепочкой» со всей аудиторией. Получается интересно: когда они выступают открыто, поступают неожиданные вопросы и даже советы от всей аудитории, и оказывается, что возможные области применения результатов исследования шире, чем предполагал сам молодой исследователь, появляются предложения поработать над проектом совместно, то есть выстраивается коммуникационная история.

Кроме того, мы приглашаем представителей фондов, чтобы они рассказали об актуальном состоянии линеек грантов, какие есть гранты, программы поддержки. Также мы делаем обзор всех инструментов поддержки, не только фондовых.

— Теоретическая информация — это хорошо. Могут ли студенты и аспиранты получить какие-то практические советы для получения финансирования? Как правильно оформить заявку, как вообще понять, на какой грант им лучше претендовать?

— Да, конечно, после теоретической части мы переходим к поиску инструментов финансирования для конкретных разработок, помогаем сразу подобрать конкретный инструмент. Иногда это очевидные вещи, а иногда совсем не тривиальные. Случается, что у некоторых ребят глаза открываются и крылья вырастают. Благодаря обратной связи от советов молодых ученых университетов и научных центров, где РоСМУ проводил семинар, активнее подают заявки, увеличивается и количество полученных грантов.

И еще один блок в семинаре — мастер-класс по написанию заявок. Этот формат работы очень востребован. Участники обсуждают конкретные заявки в тот или иной фонд с экспертом, детально разбирают, почему нужно написать тем или иным образом, как расставить акценты, смотрят конкурсную документацию.

— Вы сказали, что в рамках семинара рассказываете молодым ученым про СНТР. Много ли из них знают о существовании Стратегии?

— Весной этого года мы проводили опрос, в нем приняли участие более 580 человек из 64 субъектов России. Только каждый пятый опрошенный (22%) ответил, что хорошо представляет себе содержание Стратегии, 23% сказали, что знают только о том, что такая Стратегия существует, и 12% признались, что узнали о существовании документа только что — из опроса. 40% молодых ученых дали самый распространенный (он же самый психологически комфортный) ответ о том, что представляют себе содержание Стратегии в общих чертах.

Им очень мало известно, как Стратегия реализуется на практике. Только 7% опрошенных молодых ученых сказали, что знают по этому вопросу «достаточно». Треть (30%) информированы в «общих чертах», большинству же (59%) мало или совсем ничего не известно о практической реализации Стратегии. И такие результаты мы получили при том, что опрашиваемые исследователи, во-первых, предположительно более информированы, чем другие молодые ученые, в силу своей близости к советам молодых ученых (мы опрашивали председателей и членов советов), а во-вторых, люди все-таки склонны завышать свой уровень информированности при опросе.

Продолжение интервью читайте на Indicator.Ru.

Источник: Indicator.Ru