Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Результаты опроса «Наука и образование»

29 декабря 2023 года, 11:19

17 – 22 декабря 2023 года Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию был проведен опрос студентов и молодых ученых c целью узнать о практиках совмещения научной и преподавательской деятельности.

Результаты опроса

В опросе приняли участие 958 человек. Анкета включала в себя следующие темы:

  • вовлеченность в научную деятельность;
  • вовлеченность в преподавательскую деятельность;
  • участие в общественной жизни;
  • совмещение научной и преподавательской деятельности;
  • осведомленность о «Едином трудовом контракте» и его оценка.

Большая часть опрошенных представлена молодыми людьми в возрасте до 39 лет (78%), среди участников опроса 50,5% – мужчины и 49,5% - женщины. 60% опрошенных учатся или работают в вузах, еще 37% – в научных организациях.

Участники опроса ведут научную деятельность в области химии и науки о материалах (16%), в области технических и инженерных наук (15%), в гуманитарных науках (13%), в области биологии и наук о жизни (11%), в области сельскохозяйственных наук (11%).

Результаты опроса молодых сотрудников университетов и научных организаций показали, что более половины респондентов имеют ученую степень и практически треть (32%) занимают позиции доцента или старшего научного сотрудника. Данный факт косвенно характеризует у исследуемой категории высокий уровень аудиторной нагрузки (по результатам опроса в среднем до 500 ч на человека), при которой преподаватель может проводить до 3 пар ежедневно в течение осеннего семестра (81 день) и до 2-3 пар ежедневно в течение весеннего (101 день).

Полученные данные об аудиторной нагрузке преподавателей с ученой степенью позволяют заключить, что для проведения ими научных исследований и разработок, в рабочем дне сотрудника остаётся порядка 2-3 часов, что существенно уступает аналогичному показателю в научных организациях. Обязательная исследовательская нагрузка в дополнение к преподавательской может оказать негативное влияние на качество выполняемой научной работы. Обозначенная тенденция актуальна для всех рассмотренных областей науки.

Подтверждением приводимых тезисов также является то, что средняя фактическая вовлеченность в науку оценена на 7,3 балла из 10. При этом 58% опрошенных хотели бы заниматься исследованиями больше, чем сейчас, а 33% – столько же. Иными словами, почти все респонденты (91%) выразили интерес к тому, чтобы уделять науке столько же или больше своего рабочего времени, снизив при этом количество проводимых занятий со студентами.

Идея перераспределения и дифференцированного оценивания учебной и научной нагрузки научно-педагогического работника в едином контракте находит потенциальную поддержку у абсолютного большинства респондентов. Так, 88% ответивших полностью или скорее согласны с тем, что в настоящее время важно совмещать науку и образование. При этом 70% ответивших скорее или совершенно понятны правила формирования их учебной нагрузки, а 54% отметили, что могут так или иначе регулировать соотношение их учебной (преподавательской) и исследовательской нагрузки. Вместе с тем, для полноценной интеграции этих видов в деятельности в организациях, по мнению опрошенных специалистов, не хватает материально-технического оснащения (открытый вопрос, 61 упоминание) и финансовой поддержки (преимущественно для компенсации преподавательской нагрузки в объеме, сопоставимом с основной заработной платой, - 48 упоминаний).

Кроме баланса научной и образовательной деятельности значительную долю времени у опрошенных молодых специалистов занимает общественная нагрузка. Так, 73% опрошенных вовлечены в работу СМУ, СНО, военно-патриотических, культурных и других объединений, причем 43% - на постоянной основе (в том числе в качестве вида трудовой деятельности). При этом данные виды активности практически не учитываются при оценке эффективности их деятельности в трудовом контракте.

Несмотря на то, что менее половины ответивших (40%) как-либо осведомлены об идее единого трудового контракта, отношение к этой инициативе неоднозначное. Так, 37% респондентов считают, что введение таких контрактов в организации поможет сбалансировать исследовательскую и учебную нагрузку, а 32% полагают, что это не даст заметных результатов. При этом 51% всех ответивших согласились с тем, что общие требования к единому контракту должны определять организация и работник. Все это указывает на то, что вопрос востребованности долевого распределения научной и учебной нагрузки сотрудников университетов и научных организаций носит локальный характер и в текущей ситуации дополнительного регулирования скорее не требует.

Здесь вы сможете ознакомиться с диаграммами опроса:

pdf463.9 kB
Презентация к опросу «Наука и образование»